Архитектура и общественное сознание (Проблемы архитектуры). Стр.9
Мы не считаем правыми тех искусствоведов, которые видят в барочном искусстве результат феодально-церковной реакции. В барочной архитектуре Западной Европы мы находим великолепие, пышность, чрезвычайную подвижность. Эти качества отражали торжество могучих централизованных монархий, выставлявших себя напоказ одна перед другой и перед собственными народами.
Барочная архитектура в истории мирового зодчества была не реакцией, а шагом вперед, как в России искусство Растрелли и других близких ему мастеров. Русское барокко по сравнению с западноевропейским отличается относительной скромностью и простотой, в нем нет той пышности и динамичности, которые характерны для барочной архитектуры Испании или Италии. Это объясняется такой русской национальной чертой, как тяготение к ясности и простоте.
Церковь Покрова в Филях. 1693 г.
Новую архитектуру, архитектуру так называемого стиля «рококо», рождает эпоха упадка абсолютной монархии, когда исчерпываются возможности прогрессивного разви¬тия общества в рамках дворянского централизованного государства.
Например, при Людовике XV французская архитектура становится мелкой, безыдейной, как картины придворного художника Буше, как скульптуры Клодиона. Это — искусство «рококо». Оно предназначено развлекать людей, прожигающих дни и годы, подменять жизнь иллюзиями пасторалей, скрашивать отсутствие глубоких эмоций и волнующих мыслей красивыми позами и костюмами и «ангельскими» выражениями лиц. В интерьерах зданий, построенных в стиле «рококо», много изощренности, фантазии, но видно, что воображение художника не обогащено какими-либо большими идеями, а идеал его — украсить здание, заставить полюбоваться его потолком, стеной, дверью, как любуются арабесками, причудливыми изящными линиями и их сплетениями.
Русская архитектура не прошла через увлечение стилем «рококо», так как распад дворянства и абсолютной монархии в нашей стране начался в иных условиях, чем во Франции. Вместе с рождением нового капиталистического уклада и обострением общественных противоречий в русском обществе в борьбе с царизмом и крепостничеством росли демократические, освободительные тенденции, определявшие расцвет передовой русской культуры. В условиях развития прогрессивных демократических идей Радищева, Новикова, декабристов — в годы патриотического подъема утверждался и развивался классицизм в русской архитектуре. Во французском искусстве классицизм утверждает себя в борьбе со стилем «рококо».
Буржуазия во Франции XVII—XVIII вв. — прогрессивный класс, и, будучи носителем нового способа производ¬ства, она во многих отношениях является выразителем интересов народа, его огромного большинства, страдающего от нее еще господствующих феодальных производственных отношений. Это большинство будет названо третьим сословием. Оно недовольно неограниченностью королевской власти, оно протестует против бесправного своего положения, оно возмущено бюрократизмом в аппарате монархического государства, оно негодует против непосильного налогового бремени и т. д.
Собор св. Петра в Риме. XVI век н.э.
Будущее третье сословие — буржуазия — создает теоретическое обоснование своей позиции. Еще в XVII в. Декарт развивает свою философию рационализма, а Буало требует от искусства, чтобы оно руководствовалось соображениями разума:
«Учитесь мыслить вы, потом уже писать. Чем ярче мысль свою сам автор представляет, Тем тоньше он ее и чище выражает. Нетрудно высказать, что понял глубоко, Не ищешь слов тогда, они бегут легко».
продолжение читайте на стр. 10