Архитектура и общественное сознание (Проблемы архитектуры). Стр.5
Архитектура рабовладельческого Рима эпохи расцвета в основном обладает теми же чертами ясности, уравновешенности и оптимизма. Но Рим был завоевателем и администратором, его архитектура не могла не отражать силу, причем эта последняя была силой военной, грубой; Рим должен был воспитывать в покоренных народах чувство преклонения перед могущественным государством, которое обладает не только военной мощью, но и богатой культурой, и под эгидой которого господствующим классам можно жить и преуспевать. Римская архитектура была поэтому монументальной и торжественной, богатой и пышной. Колизей монументален, обширен и в то же время ясен, четок по своим формам и конструкциям. Пантеон величественен и роскошен.
Тяжеловесность, отражающая силу вооруженной руки, особенно четко проявилась в архитектуре императорского Рима. Об этом свидетельствует арка Тита с ее тяжелыми, грубоватыми формами и обильным декором.
Архитектура эпохи раннего феодализма, когда еще большие территории, населенные различными народами, представляли собой единые империи, значительно отличается от архитектуры античного рабовладения как по содержанию, так и по форме. Это отличие сразу же бросается в глаза, как только мы обращаемся к назначению архитектурных построек.
Если в античную эпоху в Греции и Риме строились не только храмы и дворцы, но и различные сооружения общественного назначения, то на первых порах развития феодализма преимущественно сооружаются соборы и замки. Класс феодалов действовал почти исключительно силой оружия и религии. Сама церковь была могущественным феодалом, сосредоточившим в своих руках огромные земельные богатства с прикрепленными к церковным владениям крестьянами и ремесленниками.
Акрополь в Афинах. V в. до н. э. Общий вид
Как новые идеи господствующего класса феодального общества, так и новые функции архитектурных сооружений, определили характер произведений зодчества раннего средневековья. Архитектура этого времени как форма общественного сознания и как элемент материальной культуры принимает активное участие в утверждении сильных феодальных государств. Архитектура замков и крепостей эпохи феодализма проникнута идеей вооруженной силы и могущества. Тяжелые стены и громады башен, великолепие и роскошь интерьеров христианских храмов — вот что типично для архитектуры первого периода феодализма.
Арка Тита в Риме. 91 г. н. э.
Архитектура периода феодальной раздробленности при всем своем своеобразии для каждого народа имеет много общих черт, отражающих характерные для этого периода закономерности исторического развития.
Прослеживая, например, эволюцию древнерусского зодчества, нельзя не обратить внимания на то, что такие произведения, как Киевская София, своей монументальностью отражающая пафос государственной мощи, сменяются в эпоху феодальной раздробленности более скромными архитектурными сооружениями.
Сооружения времени феодальной раздробленности скромны не только по убранству, но и по размерам. В это время даже в таких крупных и жизнедеятельных городах, как Новгород и Владимир, возводятся архитектурные памятники относительно небольших размеров.
Отличительной чертой этих памятников является большая человечность и теплота.
С другой стороны, необходимо отметить усиление крепостного характера архитектуры. Если в централизованных феодальных империях крепости строились по преимуществу близ государственных границ, то теперь князья ведут борьбу друг с другом и крепостными стенами огораживают свои владения, города и монастыри. Сами церкви подчас выполняют функции маленьких крепостей. Отсюда большая роль в архитектурных сооружениях отводится стенным плоскостям с соответствующими им перекрытиями и очень небольшая — световым проемам, представляющим собой во многих случаях узкие прорези. Стена с небольшими окнами и умеренным декором встречается и в дворцовых зданиях, как, например, в палатах Андрея Боголюбского в Боголюбове близ Владимира (XII в.). Наличие этих характерных черт оборонной архитектуры также и в соборах (большие плоскости толстых стен, щелеподобные окна) есть результат не только техники тогдашнего времени, но и художественных вкусов: оборонополезное в кремлях и крепостях становится эстетически значимым, распространяемым и на сооружения не оборонного характера.
продолжение читайте на стр. 6