Архитектура и общественное сознание. (Проблемы архитектуры). Стр. 3
Архитектуре, если она выступает самостоятельно, без сопровождающих ее элементов скульптуры и живописи , не дано выразить во всей конкретности состояние патриотического подъема, возникшего, например, в результате какого-то определенного выигранного советскими людьми сражения, но вообще чувство патриотического подъема как, в частности, чувство советского патриотизма, отличающегося от патриотизма, переданного в сооружениях замечательных русских зодчих прошлого, она отлично выражает.
Зодчие — одни целенаправленно, другие стихийно — отражают действительность, и в лучших, реалистических творениях мастеров искусства мы найдем отображенными существенные стороны этой действительности.
Нельзя не увидеть торжества эпохи и отражения народной силы в таких сооружениях, как церковь Вознесения в селе Коломенском или Арка Главного штаба в Ленинграде. Нельзя не увидеть в новых сооружениях реконструируемой Москвы выражения единой воли социалистического общества, созидающего по единому государственному плану, нельзя не почувствовать в этих произведениях архитектуры проявления великой гуманности нового общества, первая забота которого заключается в сталинской директиве ценить человека, как самое драгоценное.
В истории зодчества находит свое отражение история общественно-экономических формаций, история классовой борьбы, история политической и культурной жизни. Конечно, эту историю архитектура воспроизводит не так, как историческая наука, так как архитектура отражает жизнь в художественных образах. Будучи специфическим видом искусства, архитектура воссоздает историю и не так, как ее отображают художественная литература, живопись, скульптура, театр, кино.
В великом произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» действуют Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Наполеон, Мюрат, Александр I. В романе подробно описан путь, пройденный армиями, нарисована картина Бородинского сражения. Архитектура не может так отображать историю, но она способна выразить чувство национальной гордости от победы над прежде непобедимым Наполеоном; архитектура может выразить сознание победившим народом своей силы, как и многое другое, иначе сказать — отразить эпоху в ее самых общих состояниях, чувствах и идеях, выразить основные черты общественного сознания этой эпохи.
Таким образом, если архитектура не может изображать предметы, то перед ней открыты возможности отражения различных областей бесконечного многообразия материальной и духовной общественной деятельности. Способность конкретизировать отображаемое сообщают архитектуре скульптура и живопись.
Архитектурные произведения — постройки, в которых производят, лечат, учатся, живут, — представляют собой единство практически полезного и идеологического. Поэтому архитектура и выполняет такие важнейшие в жизни общественные функции, как функция познания жизни, воздействия на жизнь (воспитательная функция) и доставления эстетической радости людям, созерцающим и осмысливающим произведения зодчества. Специфика тех средств, которые использует архитектура,, и своеобразие ее роли в обществе определяют и ряд особенностей архитектуры.
Прежде всего, необходимо отметить, что архитектура художественно оформляет место общественной деятельности или домашней жизни человека. Архитектура может и должна выразить «лицо» государства, «лицо» учреждения, жилища властелина или простого человека, — все это бесспорно определяет идейное содержание произведений зодчества. Однако специфика архитектуры как искусства не дает ей возможности выразить своими средствами любые мысли и чувства. Она не может развернуть, например, непосредственно критику действительности, вынести ей приговор. В этом, может быть, и коренится одна из причин слабости русской архитектуры второй половины XIX в., когда основные задачи русской художественной культуры с наибольшей полнотой решались методом критического реализма. То, что архитектура — искусство исключительно положительных образов, то, что она отражает какие-то общие черты жизни народа, определяет ее наибольший расцвет во все эпохи большого общественного подъема, связанного с решением значительных исторических задач. Вместе с тем эти особенности определяют и более широкие возможности преемственности в области архитектуры, чем в других видах искусства. Классические формы античного зодчества, выражающие чувство ясности и торжества человека, спокойной уверенности и красоты, в преображенном виде живут веками в архитектуре последующих эпох.
продолжение читайте на стр. 4