Архитектура и общественное сознание (Проблемы архитектуры). Стр.8
Другое замечательное творение русского зодчества XVI в. — храм Василия Блаженного — приветлив, живописен, и ему совершенно чужда аскетическая суровость романской церковной архитектуры или выспренность готических соборов. Строители Барма и Посник, построив этот памятник, встали рядом с самыми великими зодчими мира. Архитектура собора прекрасно передает чувство патриотической радости по случаю взятия Казани — столицы татарских ханов. Храм Василия Блаженного — прежде всего памятник выдающемуся историческому событию, функциональное назначение его отходит на второй план. Внутреннее пространство церкви невелико, оно вмещает очень ограниченное количество молящихся — в этом обнаруживается преобладание мемориального назначения над культовым. Декор собора очень близок декору деревянных гражданских зданий.
Капелла Пацци во Флоренции. Арх. Филиппо Брунеллеско. Интерьер. 1430 г.
Черты гражданского зодчества в русской церковной архитектуре были сильны и в позднейшие времена. В произведениях так называемого «нарышкинского барокко» в конце XVII в. также ярко выражено чувство радости, вызванное завоеванной и окончательно закрепленной национальной независимостью.
Российская империя при Петре I, пройдя через тяжелые испытания азовских походов и Северной войны, вышла победительницей, «ногою твердой став» у Балтийского моря, закрепилась на берегах Каспийского моря, взяла у персов Баку и заключила с ними выгодный мирный договор. Благодаря преобразованиям Петра растет промышленность, прежде всего военная, создается флот и его обслуживающее хозяйство (верфи, парусная фабрика), роются каналы, со¬единяющие Петербург с Волгой и Москвой, воспитываются кадры образованных специалистов разных отраслей науки в техники. Петр I ликвидирует боярскую думу и патриархов, во главе церкви он ставит «Святейший синод» с обер-прокурором, назначаемым государем; сам государь становится главой церкви. Влияние дворянства и купечества быстро усиливается.
После Петра I, несмотря на внутриполитические неурядицы, Россия продолжает успешно двигаться вперед на мировой арене (взятие Кенигсберга в войне с Пруссией; разгром Фридриха II под деревней Кунерсдорф и т. п.). Существенные экономические и политические изменения, происходящие в стране, получают свое отражение в архитектуре петровского и послепетровского времени. Тесные и: темные дворцы и боярские хоромы уступают место новым, просторным и хорошо освещенным дворцовым зданиям. Красочность и изящество нарышкинского стиля перерастают в богатство великолепия, величие и триумфальность, образцом чего служат сооружения архитекторов Зарудного (например, Меншикова башня на Чистых прудах), Земцова, Коробова, а позже — В. Растрелли, Ухтомского, Чевакинского и многих других.
Детальное описание изготовление планов эвакуации на фотолюминесцентной основе тут.
Храм Вознесения в Коломенском. 1532 г.
Зимний Дворец, построенный Растрелли, — одно из самых торжественных сооружений эпохи абсолютных монархий во всей Европе. Его фасад чрезвычайно пластичен, его колонны расставлены с таким разнообразием ритма, которое прямо отвечает разнообразию его внутренних помещений, обилие скульптуры придает ему торжественный роскошный ЕИД. Идейное содержание этого произведения не ограничивается прославлением власти дворянства, его богатства и роскоши; в нем отражена прогрессивная патриотическая идея укрепления русского государства, проходящая красной нитью через всю русскую архитектуру XVIII — начала XIX вв.
В Западной Европе — в Испании, Англии, Франции — протекали во многом сходные процессы объединения национальных государств. Там тоже «собиратели» земель боролись со своим «боярством», поощряя торговлю и промышленность. Там в результате такого «собирания» образовались единые национальные государства, которые обеспечивали и развитие производительных сил и освобождение от иноземного ига (в Испании — от арабского, во Франции — от испанского и английского).
Именно в этой социально-политической атмосфере расветает архитектура «барокко».
продолжение читайте на стр. 9