Архитектура и общественное сознание (Проблемы архитектуры). Стр.6
Два города древней Руси особо выделяются в этот период как центры художественной культуры. Это — Новгород и Владимир.
В первом — развитию общественного художественного творчества способствовало сознание грозящей опасности со стороны алчных соседей — немецких псов-рыцарей, что вызывало особый подъем патриотизма, а также оживленная торговля — внешняя и внутренняя. Своеобразие развития новгородской культуры определил также социально-политический строй Новгорода, отличавшийся известным демократизмом и открывший доступ к культуре широким слоям народа.
Центр Владимиро-Суздальского княжества — город Владимир — был как бы предвестником грядущей ликвидации феодальной раздробленности русских земель, предшественником собирателей Руси. Прогрессивные идеи объединения русского государства оказали влияние на архитектуру и строительство этого города. В таких сооружениях, как Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, как церковь Покрова на Нерли, и других гениальных творениях русского искусства выразилась твердая вера народа в объединение, в национальное единство, которое послужит зало-гом лучшего будущего.
В западной и центральной Европе, как и в Италии, в средние века происходит напряженная борьба городов с феодалами. Эта борьба получила свое отражение в искусстве и прежде всего в готической архитектуре.
Собор Софии в Новгороде. 1045—1050 гг.
Мы не думаем, что правы те искусствоведы, которые в готических соборах видят исключительно религиозную страстность, экстатическое стремление к богу. Готические формы — стрельчатые арки и возвышающиеся с большой стремительностью шпили — действительно выражают экстаз. Но нам думается, что готическая архитектура под покровом религиозной формы выражает радость существования, радость творческого созидания. В этот период труд ремесленников стал творческим трудом. Ремесленные цехи и торговые гильдии ко времени расцвета готики приобрели силу и влияние. Они стали богатыми, они строили новые города и застраивали старые, они были вооруженной силой и добивались даже того, чтоб феодалы переселялись в города под контроль горожан. Мастера и купцы на средства своих корпораций строили церкви и ратуши. Религия была государственной идеологией, а население почти поголовно верующим. Но, несмотря на это, и соборы, и ратуши, и дома готического стиля прежде всего отличаются богатством и пышностью и вызывают мысль о том, что их владельцы не скрывают своего богатства, а, напротив, выставляют его напоказ.
Богат внешним и внутренним оформлением Собор Парижской богоматери, богат и пышен интерьер Линкольнского собора в Англии, величественен и богато убран Страсбургский собор. Снаружи готические соборы покрыты художественной резьбой в таком обилии, что не видно стен. Растительный орнамент вносит живописность светского порядка, окна, сделанные из разноцветных кусочков стекла — красного, желтого, синего, зеленого цветов, — приобретают самые изощренные формы, отнюдь не вызывающие мрачных настроений.
В искусстве готики таилось уже предчувствие Возрождения.
Приближается период, когда в недрах феодального общества зарождается новый класс — класс буржуазии. В Англии, Франции, Испании формируются централизованные крупные государства с единым монархом, единой армией, судом, законами, денежной системой. Продолжая опираться на церковь, всемерно насаждая в народных массах религиозность, государство не ограничивает себя в использовании светских средств и содействует ремеслу, молодой промышленности, торговле и финансовой деятельности людей нового типа. Государство нуждается в усовершенствовании оружия, в высокой технике строительства крепостей, в улучшении дела ведения войны и организации армии.
продолжение читайте на стр. 7