Архитектура и общественное сознание. (Проблемы архитектуры). Стр. 4
Так как архитектура умеет отражать самое общее, то, конечно, ее идейная направленность убедительнее всего обнаруживается в тех сооружениях, которые являются художественным преломлением наиболее общих черт жизни народа на главных этапах развития каждой формации.
Прослеживая развитие архитектурных форм, начиная от древнеегипетской архитектуры и кончая произведениями советских зодчих, мы видим, как содержание, раскрытое в этих формах, отражает существенные стороны общественной жизни, несет в себе в особенности те идеи, которые характерны для господствующих или восходящих классов. Следует подчеркнуть, однако, что подлинно реалистические произведения архитектуры выражают не узко классовые, а подчас общенародные идеи и интересы, что и определяет их прогрессивность и непреходящую художественную ценность.
Если проанализировать в общих чертах историю египетского искусства, то в монументальных сооружениях Египта можно найти четко выраженную идею, которой руководствовались заказчики храмов и пирамид и воплощения которой в камне требовали от строителей. Это была идея богоравности фараона, неограниченности его власти над людьми и вещами.
В храме Амона в Карнаке эта идея воплощена с исключительной силой. Аллея сфинксов, повторяющих один другого, пилоны храма, как бы предупреждающие о таящемся за ними могуществе, большие пространства, загроможденные огромным количеством колонн, стоящих как бы на расплюснутых от тяжести основаниях и несущих на себе массивный груз перекрытий, узкие темные пространства между колоннами — все это отлично достигает той цели, о которой писал Маркс, характеризуя подобного рода сооружения: «Колоссальный вид трогает ваше сердце, поражает ваши чувства... Своими стихийными размерами эти колоссы действуют материально на душу. Душа себя чувствует подавленной под тяжестью массы, а чувство подавленности есть начало благоговения» 1.
Иное содержание выражают произведения античной архитектуры, созданные в новых, отличных от предшествующей эпохи условиях общественной жизни.
Античное рабовладение существенно отличается от предшествующих форм рабства с неограниченной властью деспота. В Греции и Риме рабовладельцы сформировались в класс, который осознал свою силу и поэтому не склонен становиться под неограниченную власть отдельной личности (фараона, военного деспота), а стойко осуществляет «демократию» внутри себя. Представители рабовладельцев, ставшие действительными собственниками сформировавшегося классового государства, были спокойны за свое имущество и личность, охраняемые государством. Этим во многом определяется уважение к личности (конечно, внутри класса рабовладельцев), высокая ее оценка; этим же не в малой мере объясняется творческий простор и быстрый рост духовной культуры. Все возраставшие массы рабов, т. е. даровая рабочая сила, явились экономической предпосылкой культурного расцвета античного государства.
Рис. 1. Храм Амона в Карнаке. Гипостильный зал (реконструкция). XIII в. до н.э.
Античное рабовладение эпохи расцвета характерно живой творческой деятельностью, развитием ремесла и торговли, судостроительства и государственной жизни, науки и искусства.
Замечательный общественный подъем в Афинах V в., вызванный сочетанием общего хозяйственного и культурного роста с большими политическими достижениями (победа над могущественным внешним врагом, быстрая ликвидация существенных родовых пережитков в процессе развития государства и т. д.), получил классическое выражение в архитектуре, имевшей огромное значение в общественной жизни греков. Памятники зодчества этого времени выражают чувство спокойствия, уверенности в своих силах, светлый, ясный взгляд на будущее.
Акрополь замечателен ясностью и непринужденной живописностью плана, он как бы венчает собой город-государство, он не давит, а возвышает, несомые части его отдельных зданий соответствуют несущим, вызывая впечатление спокойной уверенности в силах греческого государства. Начнет колебаться почва под господствующим классом рабовладельцев, и архитектура станет утрачивать эти замечательные качества, в ней появятся элементы беспринципной эклектичности, стремление внешней красивостью компенсировать недостаток глубокого содержания, большой идейности.
продолжение читайте на стр. 5