§ 49. Контроль тюбинговой крепи
Гладкостенная тюбинговая крепь КузНИИшахтостроя представляет собой часть кольца, собираемого из отдельных элементов. Установка ее требует тщательного соблюдения заданных размеров. Перекос крепи при сборке ведет к неравномерному распределению горного давления на элементы крепи, что приводит к быстрому ее разрушению. При внедрении тюбинговой крепи было испытано много вариантов контроля правильности геометрической формы «кольца». Первоначально контроль сборки осуществлялся измерением радиуса. После сборки «кольца» определялось положение его центра и затем шаблоном, равным радиусу, проверялось положение отдельных тюбингов. Способ этот не получил применения, ввиду того что ошибки обнаруживались после сборки всего кольца и определение положения центра кольца отнимало много времени у проходчиков. Способы контроля по хордам и ординатам от оси выработки также себя не оправдали. По мере освоения тюбинговой крепи росли темпы проходки. Необходим был такой контроль при сборке кольца, который бы гарантировал хорошее качество и не требовал больших затрат времени.
Наиболее простым и точным оказался контроль по нижним тюбингам. Точная установка нижних тюбингов по высоте от реперов (размер Л), по «развалу» (размер р) и по ширине (размер В) гарантирует пра¬вильную сборку «кольца». В обязанность маркшейдера входит определение проектных размеров Л, р, В и их систематический контроль. Колебания размера h не должны превышать 20 мм (только со знаком плюс), колебания размера р должны быть в пределах ±10 мм, колебания размера В не более ±20 мм.
При использовании прибора ЛУН-7 контроль крепи осуществляют только по радиусу, так как луч прибора устанавливают и по центру кольца, и по проектному уклону выработки. При установке нижних тюбингов используют боковые высотные реперы. § 50.