§ 47. Задание направления на проведение сопряжений горизонтальных выработок
Размеры сопряжений, в зависимости от количества рельсовых путей и марок стрелочных переводов, колеблются в широких пределах. В маркшейдерской практике выработан единый подход к заданию направлений сопряжениями.
Рассмотрим направления на проведение и крепление сопряжений с монолитной бетонной крепью, как наиболее типичные. Перед началом работ изучают рабочий чертеж сопряжения (узла) и проект производства работ (паспорт) с целью определения последовательности разработки узла, числа заходок, шага опалубки.
Различают три варианта проведения сопряжения : «по ходу», «против хода» и «со стороны заезда».
На проведение сопряжения «по ходу» направление задают параллельно оси основного пути.
После вычисления рабочей скобки ср намечают на рабочем плане масштаба 1:100 скобки-засечки для точного обозначения в натуре косой стенки сопряжения (рис. 99). Привязку косой стенки начинают с точек 1 и 2. Линия 1 — 2 обозначает начало узла и равна ширине первой арки. Расстояния от отвесов до точек 1 и 2 определяют графически.
Точки 3, 5, 7, 9 (в дальнейшем будем называть их базисными) определяют по рабочему чертежу сопряжения и паспорту крепления. Базисные точки должны соответствовать местам установки фактических арок опалубки. Линии 3—4, 5—6, 7—8 и 9—10 равны ширине соответствующих арок опалубки. Линия 9—по местоположению и величине соответствует косой арке. Расстояния 1—4, 3—6, 5—8, 7—11, 7— 10 определяют графически. Засечки строят так, чтобы углы в треугольниках были не менее 30°.
Базисные точки намечают на прямой стенке сопряжения, а не на линии направления. Рабочая скобка cv дает возможность правильно перенести в натуру прямую стенку, которая и служит в дальнейшем базисом для разметки остальных элементов сопряжения.
При проведении сопряжения «против хода» направление задают также параллельно оси основного пути.
Определение местоположения и размеров скобок-засечек такое же, как в варианте проходки узла «по ходу». Порядок определения положения базисных и остальных точек узла показан на рис. 100.
В этом варианте некоторую трудность представляет установка косой арки. Часто в слабых породах заходка настолько мала, что с точек 3 и 1 невыгодно делать засечку на точку 4У так как угол 3—4 —/ меньше 30 °. В этом случае намечают дополнительные базисные точки 12 и 13. Точкой 2 для привязки и установки косой арки не пользуются.
При проведении сопряжения со стороны заезда направление задают дважды.
Первое направление задают параллельно одному из участков косой стенки (рис. 101). Дирекционный угол направления вычисляют, пользуясь проектным полигоном и размерами рабочего чертежа сопряжения. Рабочую скобку ср определяют графически на плане масштаба 1:100 (один из редких случаев, когда рабочую скобку не вычисляют). Направление задают так, чтобы рабочая скобка была минимальной, т. е. 30—40 см.
От отвесов направления дают привязку точек 1, 2, и 3. Размеры линий IV — 1,IV — 2 определяют графически. Размер 1—2 соответствует проектной ширине арки. Размер 1—5 равен ширине косой арки. Размеры 3—4, 4—5 определяют по чертежу узла и паспорту крепления. Последним определяют размер 1 — 3.
После бетонирования первой заходки прокладывают теодолитный ход и задают новое направление, параллельное основному пути сопряжения. Всю дальнейшую работу строят так, как указано в варианте проходки «против хода».