11-(9-10). Окрашивание масляными составами
Правильно приготовленная и нанесенная краска после высыхания блестит. Однако со временем краска теряет блеск, загрязняется, постепенно разрушается. Чтобы красочное покрытие было прочным и долговечным, окрашивание масляными и тому подобными красками выполняют за два-три раза. Если переплеты, полы, крыши окрасить за один раз, это приведет к частым повторным окраскам, а следовательно, к перерасходу материалов и нерациональному использованию рабочей силы. Масляные краски надо наносить только на совершенно сухие поверхности тонким ровным слоем. Набирать кистью или валиком следует как можно меньше краски, а окрашивать как можно большую площадь.
Каждый последующий слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий. В целях ускорения работы малоукрывистые краски не следует наносить толстыми слоями, так как, высыхая, они морщатся и трескаются. Происходит это потому, что сначала высыхает и образует твердую пленку поверхностный слой, под которым остается жидкая краска.
При дальнейшем высыхании это приводит к образованию морщин и трещин, а окраска выглядит некрасиво и быстро разрушается. Густые краски разбавляют различными растворителями, что дает возможность наносить краски тонкими слоями, кроме того, краски хорошо растекаются, образуя ровное покрытие. Это облегчает работу и улучшает качество выполненной окраски.
При окрашивании масляными красками по шпатлевке часто выполняют обычную проолифку, которая увеличивает расход материалов — вместо двух требует трех окрасок. Вместо проолифки поверхности лучше огрунтовать жидкой краской, которая хорошо закрывает нанесенную шпатлевку. Краску следует процедить через частое сито — она станет однородной, без сгустков и крупных частиц.
11-10. ОКРАШИВАНИЕ ЭМАЛЕВЫМИ СОСТАВАМИ
При умелой окраске эмалью можно получить исключительно гладкую, как бы зеркальную поверхность.
Однако следует иметь в виду, что в состав эмалей входят смолы, загустевающие при низкой температуре. Загустевшие эмали ложатся на поверхность толстым слоем, при высыхании морщатся, и изделия приобретают некрасивый вид.
Эмали хорошо разливаются по поверхности, не оставляя грубых полос, если их применяют подогретыми. Для подогрева посуду с эмалью ставят в горячую, а еще лучше в кипящую воду. Нагретую эмаль тщательно перемешивают, чтобы она была совершенно однородной как по составу, так и по температуре. Подогревать эмаль следует до 60—80°.
Изделия под окраску эмалями подготовляют точно так же, как и под масляные окраски.
Некоторые эмали приготовляют на летучих растворителях, поэтому подогревать их можно только в закрытой посуде, соблюдая при этом противопожарные меры предосторожности, так как растворители весьма взрывоопасны.
Эмали выпускают для окраски кистями или только для механического распыления. Эмали, предназначенные для механического распыления, непригодны для работы кистями, потому что из них быстро улетучивается растворитель и они плохо разливаются на поверхности, оставляя грубые полосы.
Некоторые эмали изготовляют на основе синтетических смол. Поверхности перед их окраской не требуют проолифки. Их только грунтуют специальной грунтовкой заводского изготовления или же грунтовками, приготовляемыми на месте работ из этой же эмали, разведенной до нужной густоты соответствующим растворителем.