§ 59. Устройство подкрановых путей для мостовых подъемных кранов
Мостовые подъемные краны служат для перемещения грузов в ремонтных мастерских, зданиях подъемных машин и других производственных помещениях.
Подкрановый путь представляет собой конструкцию из рельсов, уложенных по верхнему поясу подкрановых балок. Нижним пояcом балки опираются на консоли колонн, если их сечения постоянные, или плоскости уступов колонн, если сечения переменные. К точности монтажа элементов конструкции подкрановых путей СНиПом предъявляются высокие требования. Наиболее сложно выдержать горизонтальность подкрановых путей, так как они располагаются на значительной высоте и, кроме того, в процессе производства нивелирных работ неизбежны погрешности измерений.
Разбивка на консолях осей рельсовых путей. Ось подкрановой балки, как правило, совпадает с осью рельса. Поэтому разбивают и закрепляют в натуре оси рельсов. От внутренних граней торцовых колонн откладывают на консолях проектный размер до оси рельса и фиксируют временными рисками положение осей на пластинах консолей. Через риски консолей торцевых колонн: натягивают тонкую проволоку, след которой фиксируют временно на каждой промежуточной консоли. Измеряют на каждой консоли расстояния от временных осевых рисок до внутренних граней колонн. По этим размерам вычисляют зазор между наиболее выступающей деталью крана и колонной. Величина зазора не должна быть меньше предусмотренной правилами безопасности. При необходимости в первоначальную разбивку вносят коррективы, после чего закрепляют постоянными рисками оси рельсов на торцевых колоннах. Измерение колеи, т. е. расстояния между осями рельсов, делают компарированной рулеткой на весу с введением всех поправок.
Дальнейшую разбивку и закрепление осей рельсов подкранового пути выполняют несложной передачей оси по вертикали (см. рис. 122. Вешают на консолях торцевых колонн парные отвесы, совместив нить отвесов с рисками осей рельсов. Под одним из отвесов центрируют теодолит и в створе отвесов отмечают на противоположных стенах здания следы осей. Закрепляют в стенах здания, Еыше уровня будущих рельсов, сксбы. Натягивают между сксбами струну (тонкую стальную проволоку). Перемещая по скобам проволоку, с помощью отвесов находят такое ее положение, при котором отвесы совпадут с осевыми рисками на торцевых колоннах. Закрепляют оси рельсов насечками на скобах. Теперь проволоки служат монтажными осями при установке балок и рельсов. Отмечают на пластинах консолей колонн положение осей.
Оси путей значительной протяженности нельзя зафиксировать проволокой, закрепленной только в торцеЕых стенах. В этом случае закрепляют ее до-полнительными подdесками на балках перекрытия. Состав работы при этом не меняется, только в стЕор двух отвесов выставляют дополнительные.
Монтаж крановых эстакад лучше запрашивать на заводе. Завод двухбалочных кранов в Красноярске на сайте http://24-kran.ru.
При монтаже подкрановых путей значительной протяженности разбивку осей часто производят теодолитом, установленным прямо на консоли колонны. Такая работа возможна только при наличии подвесной монтажной люльки (корзины) и механической передвижной лестницы.
Нивелирование опорных поверхностей консолей. Нивелирование пластин на консолях производят до установки подкрановых балок. Цель нивелирования — определить превышения пластин консолей и выбрать условную отметку монтажного горизонта, т. е. горизонта нижнего пояса подкрановых балок. Выполняют нивелирование либо при помощи реек, прикрепленных к Г-образному брусу со штырем, либо при помощи коротких линеек.
В первом случае нивелир устанавливают на полу, примерно в центре помещения. Перед взятием отсчета по рейке брусок опирают штырем на пластину консоли, а рейку приводят в вертикальное положение при помощи круглого уровня. В этом варианте установка рейки производится вслепую, так как реечник не видит места постановки штыря. Размеры подкладок, вычисленные по данным этой нивелировки, приходится уточнять повторной нивелировкой несколько раз.
Во втором случае нивелир устанавливают непосредственно на консоль торцевой колонны. Измеряют высоту инструмента линейкой по объективу зрительной трубы, наводят трубу на линейку дальней колонны, проверяют установку инструмента и закрепляют трубу. Нивелируют опорные поверхности консолей, двигаясь с линейкой к инструменту. С этой же установки инструмента определяют превышения на нескольких консолях второго ряда. Затем переставляют нивелир на торцевую колонну второго ряда и производят те же работы.
По результатам нивелирования составляют профиль опорных поверхностей консолей вдоль осей подкрановых балок в масштабах: горизонтальном — 1:100 и вертикальном — 1:10. Наивысшую из отметок консолей принимают за монтажный горизонт. Толщину подкладок (металлических пластин) для приведения опорных поверхностей на монтажный горизонт вычисляют как разность наивысшей отметки и всех остальных.
Исполнительная съемка подкрановых путей. По завершении монтажа производят исполнительную съемку путей по головкам рельсов. Все измерения, плановые и высотные, делают в местах опор, т. е. на консолях колонн. Измеряют колею, определяют отклонения пути от прямой линии, нивелируют головку рельсов. Пример оформления исполнительной съемки дан на рис. 131.
Для оценки горизонтальности пути на практике пользуются соотношением i ≤ 0,005, где i — продольный или поперечный уклон пути в пролетах между опорами.