§ 66. 2. Привязка оси пути на прямолинейных участках
Шахтостроители применяют стрелочные переводы из рельс Р-33 двух заводов: Дружковского и Прокопьевского. Стрелки изготавливают по заводским нормалям, так как ГОСТа на них не существует. Размеры стрелок Дружковского завода значительно отличаются от аналогичных Прокопьевского завода. Укладку стрелочных переводов на узлах (сопряжениях) следует производить по размерам, фиксирующим ось пути и центр крестовины (рис. 133). Размеры b, bly d даются в рабочих чертежах сопряжений. Размер с вычисляется. Он зависит от марки стрелочного перевода. Марка стрелочного перевода определяется отношением ширины колеи к расстоянию от центра крестовины до пересечения осей пути, т. е. тангенсом угла tg у = колея/а. Если колея равна 900 мм, то для tgγ = 1/3; 1/4; 1/5 размер а соответственно равен 2700, 3600, 4500.
В связи с тем что горные выработки всегда имеют какие-то отклонения от проектных размеров, в обязанность маркшейдера входит корректировка размера. Корректировка зависит от фактического положения тумбы узла (размеры кг и к) и от положения оси пути (размеры Ъ и Ьг). При корректировке следует учитывать величину выбега вагона с внешней стороны кривой. Величину выбега на стрелочных переводах и закруглениях с радиусами до 20 м включительно принимают равной 300 мм. Это значит, что зазор, предусмотренный правилами безопасности, увеличивают на 300 мм.
Работы по устройству рельсовых путей производят на почве выработки. Звено пути или стрелочный переводконструкции, имеющие малую высоту. Применение отвесов для установки таких конструкций крайне неудобно для исполнителей. Поэтому ось пути задают на уровне головки рельсов ординатами от условных точек.
Вычисляют на точках теодолитного хода ординаты а1 а2... аn до проектной оси пути. Вычисления выполняют так, как это изложено в § 15. Длины сторон хода здесь не лимитируются. В рабочей книжке делают зарисовку теодолитного хода, выписывают размеры аъ а2 аn и заготавливают форму для работы в шахте (форма 1).
В шахте работу начинают с проверки всех высотных боковых реперов. На каждом пикете, примерно на уровне проектной головки рельсов, отмечают условным знаком в виде треугольника места измерения ординат (нижние знаки). На высоте 1,80 м от тротуара такими же знаками отмечают верхние места измерений ординат. Измеряют ширину выработки на уровне верхних знаков (размер В). По размерам а1 а2 аn способом «двух перпендикуляров» устанавливают плоскость визирования теодолита на ось пути. Если такой возможности нет, то плоскость визирования трубы устанавливают параллельно оси пути. Теодолитом по нивелирной рейке измеряют ординаты от плоскости визирования до нижних и верхних знаков (размеры Р и Л).
При камеральной обработке все вычисления сводят в таблицу по форме 2. Вначале размеры Р и Л приводят к оси пути, если плоскость визирования не совпадала с осью пути, т. е. находят РИ и ЛИ. Выписывают из рабочей книжки в таблицу ширину выработки В. Выписывают проектное расстояние между осями путей на двухпутевых участках выработки М. Вычисляют зазоры между стенкой выработки и вагоном с ходовой и неходовой сторон:
Гх = ЛИ— 1/2С; Г =В—М—Ла — 1/2С,
где С — ширина вагона (из проекта).
Сравнивают вычисленные зазоры с проектными. Если зазоры близки к проектным или больше, чем требуют Правила безопасности, размер Ри выписывают в виде таблицы и выдают проходчикам. В практике обычно выдают размер от нижнего знака до внутренней кромки рельса, ближайшего к стене, т. е. Ри — 1/2 /с, где к — ширина колеи.
Если зазоры на отдельных пикетах не удовлетворяют требованиям Правил безопасности, то главный маркшейдер принимает решение либо исправить крепь выработки, либо сдвинуть ось пути. Следует помнить, что передвижка оси пути возможна только на такую величину, при которой зазоры по всей выработке будут больше требуемых Правилами безопасности или равны им. Нет смысла «спасать» несколько метров выработки за счет уменьшения зазоров на большом участке. Кроме того, передвижка оси пути на сопряжениях связана с изменением привязки стрелочного перевода.
При настилке пути фактические размеры от нижних знаков до рельса не должны отличаться от заданных ординат более чем на 20 мм, причем путь должен быть прямолинейным.