6. Переходы через дороги
Переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги I и II категории, а также через магистральные городские проезды следует предусматривать в футлярах (кожухах) или в тоннелях. Под станционными путями железных дорог общей сети СССР и под подъездными и внутризаводскими путями переходы допускается проектировать без футляра или без тоннеля,при этом безнапорные линии следует прокладывать из напорных железобетонных или чугунных труб, напорные — из стальных. Способ производства работ по устройству перехода, длина футляра, его материал, расположение запорной арматуры на трубопроводах должны обеспечивать полную безопасность движения транспорта в период производства работ по прокладке трубопроводов, предохранение земляного полотна от размыва при аварии на трубопроводах, а также предохранение трубопровода от разрушения при действии статических и динамических нагрузок.
В местах перехода трасса трубопровода должна быть прямолинейной и пересекать дороги под углом, близким к прямому. Под железными дорогами трассу следует располагать в местах с минимальным количеством путей, как правило, вне мест расположения стрелочных переходов, съездов, перекрестных сечений и не ближе 10 м от опор контактной сети и фундаментов сооружений. При необходимости следует предусматривать устройство колодцев с запорной арматурой на трубопроводах или использовать арматуру, установленную в расположенных вблизи камерах и сооружениях.
При открытом способе производства работ диаметр кожуха должен быть на 200 мм больше наружного диаметра трубопровода, при закрытом — этот диаметр зависит от длины перехода, диаметра и материала труб и способа производства работ. В некоторых случаях пространство между трубой и кожухом рекомендуется заполнять бетоном путем нагнетания его под давлением.
Кожухи проектируются, как правило, из стальных труб при прокладке трубопровода почти всеми способами; при производстве работ методом щитовой проходки применяют трубы из бетонных блоков. Самотечные канализационные трубопроводы, выполненные из чугунных, железобетонных, керамических или асбестоцементных труб, укладывают внутри кожуха в корыте.
Сооружение переходов через железные и автомобильные дороги I и II категории должно быть согласовано с соответствующими органами, эксплуатирующими эти дороги. Типовые проекты переходов под дорогами разработаны Мосгипротрансом.