63.3. Коммуникационные сети
Кроме коммуникаций сточной воды и ила на канализационных очистных сооружениях предусматриваются трубопроводы для технической и питьевой воды, сжатого воздуха, пара, газа, а также теплопроводы и кабели электроснабжения, связи и т.п.
При расположении коммуникаций в плане следует исходить из следующих положений: протяженность коммуникаций должна быть минимальной; лишние повороты трассы не желательны; коммуникации различного назначения целесообразно укладывать в одной траншее; должна учитываться возможность ремонта отдельных трубопроводов.
В некоторых случаях при стесненных условиях допускается (за исключением противопожарных водопроводов, канализации бытовых и ливневых вод) совмещенная прокладка ряда коммуникаций на надземной эстакаде, по наружным стенам производственных зданий или в специальных тоннелях. Воздуховоды, тепловые сети, как правило, прокладываются на низких опорах с устройством переходов над или под дорогами. Сети на сооружениях прокладываются на мостиках или по бортам стен с устройством при необходимости теплоизоляции.
Следует предусматривать отключение или переключение на коммуникациях для проведения профилактических осмотров или ремонта отдельных сооружений, а также обводные линии для перепуска основного потока сточных вод, минуя те или иные группы сооружений. Необходима установка устройств для выпуска воздуха в верхних переломных точках напорных трубопроводов, опорожнения их в нижних точках, а также упоров на поворотах раструбных напорных трубопроводов.
Трубопроводы для транспортирования агрессивных жидкостей (растворов кислот, коагулянта, хлорной воды и т.п.) следует прокладывать в каналах или лотках, доступных для осмотра, ремонта и замены труб.
Трубопроводы хлор-газа рекомендуется прокладывать на опорах (эстакадах). При этом хлоропровод должен быть защищен от воздействия солнечных лучей и отрицательных температур воздуха (ниже —33° С).
Каналы и лотки выполняются, как правило, из железобетона, трубопроводы — из различных материалов в зависимости от назначения, характера транспортируемой среды, глубины заложения, грунтовых условий и т.п.