59.3. Автотранспортные предприятия
На автотранспортных предприятиях (АТП) обеспечивается стоянка (хранение), обслуживание и текущий ремонт автомобилей.
Сточные воды АТП образуются в основном при мойке автомобилей как в условиях нормального технического обслуживания, так и перед текущим ремонтом. Вода отводится также от окрасочных постов, отдельных участков ремонтной службы: агрегатного, механического, аккумуляторного, медницко-радиаторного, электротехнического. Количество сточных вод на 1 автомобиль зависит от многих факторов и, в частности, от типа автомобиля, характера дорожного покрытия, перевозимых грузов.
В табл. 59.1 приведено удельное количество производственных сточных вод АТП.
Производственные сточные воды от мойки автомобилей, мытья полов в помещениях для хранения или обслуживания их содержат нефтепродукты и взвешенные вещества; сточные воды от технологического оборудования могут быть загрязнены кислотами и щелочами. Концентрация взвешенных веществ и нефтепродуктов в воде колеблется в широких пределах.
В табл. 59.2 приведены данные о средней концентрации загрязняющих веществ в оборотной сточной воде АТП с автомобилями, эксплуатируемыми на дорогах с твердым покрытием. Для условий щебеночных или гравийных покрытий применяется коэффициент 1,2, для грунтовых дорог — 1,5.
При работе автомобилей на этилированном бензине сточные воды могут содержать высокотоксичный тетраэтилсвинец (0,001—0,02 мг/л).
В используемой для мойки грузовых автомобилей осветленной производственной сточной воде концентрация механических примесей не должна превышать 70 мг/л, легковых автомобилей и автобусов — 40 мг/л, концентрация нефтепродуктов не должна превышать соответственно 20 и 15 мг/л. Содержание тетраэтилсвинца допускается до 0,001 мг/л.
Небольшое количество производственных сточных вод от малярных камер окрасочного участка, содержащих частицы краски и растворитель, от мойки деталей на агрегатном участке, загрязненных маслами, щелочью и механическими примесями, от промывки аккумуляторов, содержащих кислоты, сбрасывается периодически (1 раз в неделю или в месяц). Эти воды обычно принимают в буферные резервуары-отстойники, после чего подвергают самостоятельной очистке — фильтрации, флотации. При этом кислые стоки нейтрализуют.
Атмосферные сточные воды с площадок открытого хранения автомобилей и основных проездов АТП загрязнены взвешенными веществами концентрацией от 300 до 2500 мг/л и нефтепродуктами концентрацией от 10 до 350 мг/л.
На АТП предусматривают устройство бытовой и производственной сетей канализации, а также водостоков. При мойке автомобилей, как уже отмечалось, внедряется система водооборота.
Основной метод очистки производственных сточных вод механический: отстаивание и фильтрация. Для извлечения мелких взвешенных частиц в процессе механической очистки применяется коагуляция, способствующая также снижению содержания тетраэтилсвинца. Оптимальная доза коагулянта (сернокислого алюминия) 50 мг/л. Для ускорения реакции добавляется полиакриламид дозой 0,5—1 мг/л. В случаях использования при мойке легковых автомобилей синтетических моющих средств предусматривается также флотация с последующим удалением пены.
Обычно в состав очистных сооружений входят горизонтальный отстойник-фильтр. Насосная станция, реагентное хозяйство, бункер для осадка.
Стоки от моечной установки самотеком поступают на заглубленные очистные сооружения, располагаемые вне здания на расстоянии 6 м от него.
Скорость протока в отстойнике 4—5 мм/с, его длина 10—18 м, ширина секций 2 м. В конце отстойника вода проходит нефтеудерживающую стенку и поступает в сборную камеру перед фильтрами. Фильтрация предусматривается снизу вверх, скорость фильтрации 5—10 м/ч, Фильтры заполняются неткаными материалами типа сипрона и поролона. Регенерация фильтров производится путем механического отжима фильтрующего материала. После фильтров вода через сливную стенку поступает в водозаборную камеру, откуда насосами возвращается на моечную установку. Разработаны типовые проекты очистных сооружений (рис. 59.3) пропускной способностью 10, 20 и 30 л/с — для сточных вод от механизированной мойки автомобилей и 1,5 и 3 л/с — для ручной шланговой мойки. Ожидаемое после очистки содержание в воде взвешенных веществ 40 мг/л, эфирорастворимых — 15 мг/л, в том числе нефтепродуктов — 5 мг/л.
Всплывшие нефтепродукты поступают в маслосборный лоток а затем откачиваются насосом в емкость для масла. Осадок удаляется гидроэлеватором из приямка отстойника. Сгребание осадка к приямку и сгон нефтепродуктов к лотку осуществляются скребком, смонтированным на передвижной тележке. Осадок обезвоживается на напорных гидроциклонах и накапливается в отапливаемом помещении бункера.
Помещение реагентной установки площадью 16—20 м2 обычно располагается, в здании гаража или мойки.
В особо тяжелых грунтовых условиях отстойники могут быть заменены открытыми гидроциклонами. В этом случае перед ними располагают песколовку.
Можно также производить отделение песка на напорных гидроциклонах, а остальных фракций — на открытых. Во всех случаях после гидроциклонов стоки проходят фильтрацию.
После отстаивания воды до ее фильтрации возможно применение электрокоагуляции, при которой под действием электрического тока происходит разрушение коллоидов в воде, чему способствует растворение электродов. Плотность тока на пластинах электрокоагулятора принимается в пределах 2,2—2,5 А/дм2. Расход электроэнергии — в среднем 3 кВт на 1 м3 сточной воды. В московских таксомоторных гаражах применяется очистка сточных вод методом напорной фильтрации. Очистная установка располагается обычно в здании гаража или мойки; она состоит из песколовки, фильтра с плавающей загрузкой и напорного фильтра «Кристалл». Фильтр с плавающей загрузкой представляет собой цилиндр, заполненный гранулированным синтетическим материалом. По мере его загрязнения растет давление и по достижении определенной его величины включается обратная промывка, затем вода поступает в установку «Кристалл», где она проходит ряд кассет — фильтров, загруженных синтетическими неткаными материалами, после чего сливается в сборную емкость, откуда насосом подается на мойку автомобилей (подробнее об установке «Кристалл». см. гл. 34).
Неиспользуемая сточная вода после локальной очистки в зависимости от местных условий направляется в сеть бытовой или дождевой канализации.
При сбросе сточной воды в сеть дождевой канализации иногда по требованию соответствующих организаций применяется дополнительная очистка ее, включающая каталитическое окисление остаточных загрязнений озоном. Установка для доочистки состоит из блока получения озона и блока собственно очистки. Первый включает агрегат забора воздуха, его подготовки и озонаторы. В блоке очистки располагаются устройство для контакта сточной воды с озоном, угольный фильтр, гидравлический затвор и фильтр для воды. Здание доочистки имеет размеры в плане 12X12 м и высоту до 10 м.
Более подробные сведения об озонировании сточных вод изложены в гл. 22.
Рис. 59.3. Типовой проект очистного сооружения для сточных вод от мойки автомобилей
1 — монтажная площадка; 2 — маслосборный лоток; 5 — приямок; 4 — подающая труба; 5 — насосная; 6 — отстойник; 7 — пополнение системы оборотного водоснабжения; 8 — подача на мойку автомобиля; 9 — подача на гидроциклоны; 10 — водозаборная камера; 11 — фильтры; 12 — распределительная камера; 13 — сборная камера; 14 — скребковая тележка; 15 — погружная стенка; 16 — вентиляционная камера; 17 — насосы; 18 — сливная стенка; 19 — приемный клапан; 20 — гидроэлеватор