42.5. Пульпонасосные станции
Пульпонасосные станции подразделяются на станции первого подъема (рис. 42. 3) и станции последующих (второго, третьего и т. д. ) подъемов.
Пульпонасосные станции работают без разрыва потока в том случае, когда пульпопровод, подводящий пульпу к станции, подключается последовательно к всасывающему патрубку грунтового насоса. Пульпонасосные станции без разрыва потока позволяют более полно использовать напор грунтового насоса и не требуют дополнительной подачи технической воды для регулирования расхода пульпы.
При установке грунтовых насосов с разными напорами на станциях последующих подъемов во избежание образования вакуума в пульпопроводе насосы с большим напором должны устанавливаться в начале трассы.
Число и тип грунтовых насосов выбирается в зависимости от выхода пульпы, коэффициента неравномерности и расхода воды на гидроуплотнение, а также расчетного напора. Во всех случаях, следует стремиться к использованию мощных грунтовых насосов. При этом следует учитывать очередность ввода в эксплуатацию предприятия, возможность установки на первый период грунтовых насосов с меньшей подачей и замены их более мощными в будущем.
Число резервных грунтовых насосов на пульпонасосных станциях каждого подъема следует принимать в соответствии с табл. 42. 6. Параллельная работа двух или нескольких грунтовых насосов на одном пульпопроводе, как правило, не допускается. Каждый рабочий насос должен работать на своем пульпопроводе.
Электроснабжение пульпонасосных станций должно выполняться в соответствии с требованиями СНиП II-31-74. Класс на-дежности станции зависит от класса капитальности системы гидротранспортирования в целом.
Заглубление грунтовых насосов определяется необходимостью их залива при пуске. Полная вакуумметрическая высота всасывания не должна превышать допустимую для данного типа грунтового насоса (с учетом температурных условий, барометрического давления, потерь во всасывающей линии и т. д.).
Необходимый для нормальной работы грунтовых насосов подпор должен быть обеспечен при наинизшем рабочем уровне пульпы в зумпфе. Каждый грунтовый насос должен иметь самостоятельные приемные зумпфы и всасывающую линию. Емкость приемных зумпфов (между наивысшими и наинизшими рабочими уровнями) должна приниматься равной 2—3-минутной подаче насоса.
Для устойчивой работы системы гидротранспортирования необходимо обеспечить равномерный расход пульпы при поступлении ее в грунтовый насос. Это достигается подачей в приемные зумпфы технической воды по водоводам, оборудованным устройствами для регулирования этой подачи в зависимости от уровня пульпы в зумпфе (например, поплавковыми клапанами и задвижками). Необходимо предусматривать возможность слива пульпы из зумпфов в случаях, когда поступление ее по каким-либо причинам превышает производительность станции. Наилучшим решением в этом случае является устройство самотечного: аварийного сброса в какое-либо естественное понижение местности, из которого должна предусматриваться перекачка пульпы в основное хранилище. При отсутствий естественного понижения в отдельных случаях целесообразно устраивать искусственные аварийные емкости, обеспечивающие приём пульпы в течение 5—10 сут. Это время определяется в зависимости от конкретных условий (схемы системы и степени её автоматизации, диспетчеризации и телеуправления).
В пульпонасосных станциях необходимо предусматривать:
опорожнение зумпфов от пульпы в лотки дренажной системы;
устройства для взмучивания осадка в зумпфе;
установку дренажных насосов;
подвод технической воды в приемные зумпфы;
возможность автоматического слива пульпы из зумпфов в аварийный сброс;
подвод технической воды на гидроуплотнение и охлаждение подшипников в количестве 5—10% подачи грунтовых насосов и с напором, на 10—15 м превышающим напор грунтовых насосов.
Напор и расход подаваемой воды должен быть согласован с заводом-изготовителем.
Для предотвращения аварийного затопления заглубленных станций и выхода их из строя предусматриваются:
устройство разделительной стенки между приемными зумпфами и машинным залом, которая должна доводиться, как правило, до нулевой отметки;
для станций I класса надежности устройство разделительной стенки до незатопляемой отметки;
установка в станции специальных насосов для откачки воды в аварийных случаях.
Пропуск всех труб, транспортирующих пульпу, через стены. должен осуществляться в сальниках, позволяющих производить их поворот или замену.
Все соприкасающиеся с пульпой оборудование, арматура, трубы, лотки и т. д. должны выбираться и проектироваться износостойкими.
Лотки, транспортирующие пульпу, могут облицовываться каменным литьем, а трубы — либо гуммироваться, либо также защищаться каменным литьем или каким-либо другим износостойким покрытием.
На всасывающих трубах грунтовых насосов, расположенных в пульпонасосных станциях, должны устанавливаться компенсаторы. Для производства ремонтных работ в пульпонасосных станциях следует предусматривать монтажную площадку. Для монтажа, демонтажа и транспортирования оборудования, арматуры и труб при их ремонте или замене в пульпонасосных станциях, как правило, должны предусматриваться электрифицированные мостовые краны или подвесные электрокран-балки.
В пульпонасосных станциях, оборудованных грунтовыми насосами с циркуляционной системой маслосмазки, необходимо предусматривать маслостанции и маслопроводы, а также склады горючесмазочных материалов (с соблюдением всех правил пожарной безопасности). Работа пульпонасосных станций должна быть максимально автоматизирована. Необходимо предусматривать запуск грунтового насоса со всеми сопутствующими операциями (включение и выключение вспомогательного оборудования, открытие и закрытие задвижек) от одного импульса; автоматическую остановку агрегатов при перегреве подшипников; автоматическое включение резервного насоса при аварийной остановке, одного из рабочих насосов (со всеми сопутствующими переключениями); блокировку агрегатов и арматуры: Управление насосами должно быть местное и дистанционное (с пульта управления станцией или из диспетчерского пункта).