§ 2-а. Эстетические качества сельского жилища массового строительства
Перспективное направление поисков современных архитектурных форм сельского жилища — освоение глубинных пластов народного зодчества. Успешное использование народных традиций прослеживается в архитектуре мансардного жилого дома со стенами из кирпича, возведенного в пос. Коренево Московской области (рис. 90).
Рис.90. Четырехкомнатный мансардный дом в нос. Коренево Московской области.
Интерпретация традиций видна в островерхом силуэте покрытия дома, в развитом декоративном убранстве главного фасада.
Геометрические орнаменты из белого и красного кирпича обрамляют проемы нижнего этажа и акцентируют окно на мансарде. Рисунок орнаментов представляет собой единое целое, подчеркивает силуэт дома и отдаленно напоминает кружевной узор наличников русских изб.
Иными средствами достигают уюта и масштабности в кирпичных жилых домах, возведенных в пос. Софьино Московской области. В силуэтном решении объемов домов разных типов, в цветовой гамме и пластике фасадов, в создании жилой среды национальное своеобразие русской архитектуры осмысливается в ином прочтении традиций. Архитектурная выразительность усиливается акцентированием входов в дом, удачным соотношением проемов разной величины и пропорций, а также фактурной обработкой стен (см. рис. 36). Здесь же выделяются двухквартирные мансардные дома, построенные по типовому проекту серии 16. Их отличительные качества — масштабность, характерная форма покрытия, сдержанное декоративное убранство главного входа, скромные узоры наличников окон (см. рис. 52).
К числу сложных задач относится поиск сочетания современных и традиционных архитектурных форм с учетом конструктивной системы здания и стеновых материалов. Эстетические качества жилых домов, выполненных из местных материалов, и индустриального изготовления должны быть различны. Архитектура дома со стенами из кирпича и мелких блоков отличается, как правило, более пластичным объемно-планировочным решением, разнообразными формами летних помещений, широкими возможностями применения декоративного убранства и индивидуализации облика жилища. Более трудные задачи стоят перед архитекторами при создании образа жилого здания индустриального строительства.
В архитектуре дома, возведенного из индустриальных изделий, необходимо отражение единства художественного творчества и условий промышленного производства, а в архитектурных формах — правдивости и соответствия конструктивным системам зданий.
Вопросы эстетических качеств жилища индустриального изготовления были в центре внимания многих мастеров архитектуры. Так, Вольтер Гропиус полвека назад писал об ошибочном предположении ухудшения архитектуры из-за индустриализации конструкций жилого дома. Он указывал, что стандартизации подлежат исключительно лишь элементы сооружений, для того чтобы внешний облик здания, собранный из таких элементов, был разнообразен; форма этих элементов должна определяться только их назначением и функцией, а их «красота» должна основываться на доброкачественности хорошо обработанных материалов и на ясной, простой форме, а не на придуманных украшениях и контурах, чуждых их структурным и вещественным свойствам.
Если традиционные формы народного зодчества — крыльца, нарядные наличники, покрытые резьбой карнизы и прочие детали вполне уместны в жилых домах, выстроенных из местных материалов, то для домов индустриального изготовления применение их ведет к ложному украшательству.