4. Дюкеры
Переход трубопровода через реку, овраг, суходол, канал, а в некоторых случаях пересечение с другими трубопроводами или подземными сооружениями (тоннель и т. п.) могут быть осуществлены дюкером. Дюкеры через водоемы выполняют не менее чем в две рабочие линии. Диаметр труб дюкера принимают не менее 150 мм. Если невозможно обеспечить минимально допустимые скорости по двум линиям, одна линия принимается рабочей, а другая остается резервной. Трубы изготовляют из стали с усиленной антикоррозионной изоляцией. При переходах через овраги и суходолы допускается прокладка одной линии дюкера из. напорных железобетонных или пластмассовых труб.
Угол наклона восходящих ветвей дюкера следует принимать не более 20° к горизонту, расстояние между линиями — не менее 0,7—1,5 м.
В верхней (по ходу движения жидкости) камере дюкера поток делится на две части и устанавливаются затворы, отключающие любую линию. В нижней камере производится смешение потоков; в ней также необходимо устанавливать затворы. Отметки планировки у камер дюкера при расположении их в пойменной части реки принимаются на 0,5 м выше горизонта высоких вод обеспеченностью 3%.
Гидравлический расчет дюкера на самотечном коллекторе заключается в определении потерь напора на разделение и слияние потоков во входной и выходной камерах, а также на повороты и трение по длине при пропуске расчетного расхода по одной линии дюкера. Сумма указанных потерь напора определяет разность отметок лотков труб во входной (верхней) и выходной (нижней) камерах. При устройстве аварийного сброса (при соответствующем согласовании с органами санитарного и рыбохозяйственного надзора) за расчетный расход в случае аварии на одной линии принимается разность между максимальным расходом и аварийным сбросом. Скорость течения воды в дюкере должна быть не менее 1 м/с.
Дюкер укладывается в траншее, разрабатываемой в дне водоема. Глубину и профиль траншеи принимают в зависимости от ширины и глубины водоема, горизонтов воды, скорости ее течения, характера и вида грунтов дна и берегов, глубин промерзания, необходимости предохранения дюкера от механического повреждения судами и обнажения при размыве.
https://aksia-travel.ru цены на экскурсионные туры на соловки.
Глубина заложения от отметки дна реки до верха трубы должна быть не менее 0,5 м, а в пределах фарватера — не менее 1 м.
При прокладке подводной части дюкеров из стальных труб необходимо выполнить следующие основные работы:
разработку траншеи по дну водоема; сборку трубопровода в плеть на специальной площадке, сварку стыков, нанесение антикоррозионной изоляции и защиту ее;
укладку трубопроводов в подводную траншею протаскиванием» плети, способом свободного погружения, опусканием трубопроводов с опор или со льда;
гидравлическое испытание;
засыпку уложенного трубопровода.
Эти работы должны выполняться специализированными организациями по специальному проекту производства работ.
Проекты прокладки дюкеров через реки должны быть согласованы с органами санитарно-эпидемиологической службы и охраны рыбных запасов, а через судоходные реки и с органами речного флота.
Строительство дюкеров через овраги и суходолы должно производиться в сухое время года обычными методами производства работ по укладке трубопроводов.