Архитектура и общественное сознание (Проблемы архитектуры). Стр.8

Другое замечательное творение русского зодчества XVI в. — храм Василия Блаженного — приветлив, живописен, и ему совершенно чужда аскетическая суровость романской церковной архитектуры или выспренность готических соборов. Строители Барма и Посник, построив этот памятник, встали рядом с самыми великими зодчими мира. Архитектура собора прекрасно передает чувство патриотической радости по случаю взятия Казани — столицы татарских ханов. Храм Василия Блаженного — прежде всего памятник выдающемуся историческому событию, функциональное назначение его отходит на второй план. Внутреннее пространство церкви невелико, оно вмещает очень ограниченное количество молящихся — в этом обнаруживается преобладание мемориального назначения над культовым. Декор собора очень близок декору деревянных гражданских зданий.

Капелла Пацци во Флоренции. Арх. Филиппо Брунеллеско. Интерьер. 1430 г.

Капелла Пацци во Флоренции. Арх. Филиппо Брунеллеско. Интерьер. 1430 г.

Черты гражданского зодчества в русской церковной архитектуре были сильны и в позднейшие времена. В произведениях так называемого «нарышкинского барокко» в конце XVII в. также ярко выражено чувство радости, вызванное завоеванной и окончательно закрепленной национальной независимостью.

Российская империя при Петре I, пройдя через тяжелые испытания азовских походов и Северной войны, вышла победительницей, «ногою твердой став» у Балтийского моря, закрепилась на берегах Каспийского моря, взяла у персов Баку и заключила с ними выгодный мирный договор. Благодаря преобразованиям Петра растет промышленность, прежде всего военная, создается флот и его обслуживающее хозяйство (верфи, парусная фабрика), роются каналы, со¬единяющие Петербург с Волгой и Москвой, воспитываются кадры образованных специалистов разных отраслей науки в техники. Петр I ликвидирует боярскую думу и патриархов, во главе церкви он ставит «Святейший синод» с обер-прокурором, назначаемым государем; сам государь становится главой церкви. Влияние дворянства и купечества быстро усиливается.

После Петра I, несмотря на внутриполитические неурядицы, Россия продолжает успешно двигаться вперед на мировой арене (взятие Кенигсберга в войне с Пруссией; разгром Фридриха II под деревней Кунерсдорф и т. п.). Существенные экономические и политические изменения, происходящие в стране, получают свое отражение в архитектуре петровского и послепетровского времени. Тесные и: темные дворцы и боярские хоромы уступают место новым, просторным и хорошо освещенным дворцовым зданиям. Красочность и изящество нарышкинского стиля перерастают в богатство великолепия, величие и триумфальность, образцом чего служат сооружения архитекторов Зарудного (например, Меншикова башня на Чистых прудах), Земцова, Коробова, а позже — В. Растрелли, Ухтомского, Чевакинского и многих других.

Храм Вознесения в Коломенском. 1532 г.




















Храм Вознесения в Коломенском. 1532 г.

Зимний Дворец, построенный Растрелли, — одно из самых торжественных сооружений эпохи абсолютных монархий во всей Европе. Его фасад чрезвычайно пластичен, его колонны расставлены с таким разнообразием ритма, которое прямо отвечает разнообразию его внутренних помещений, обилие скульптуры придает ему торжественный роскошный ЕИД. Идейное содержание этого произведения не ограничивается прославлением власти дворянства, его богатства и роскоши; в нем отражена прогрессивная патриотическая идея укрепления русского государства, проходящая красной нитью через всю русскую архитектуру XVIII — начала XIX вв.

В Западной Европе — в Испании, Англии, Франции — протекали во многом сходные процессы объединения национальных государств. Там тоже «собиратели» земель боролись со своим «боярством», поощряя торговлю и промышленность. Там в результате такого «собирания» образовались единые национальные государства, которые обеспечивали и развитие производительных сил и освобождение от иноземного ига (в Испании — от арабского, во Франции — от испанского и английского).

Именно в этой социально-политической атмосфере расветает архитектура «барокко».


продолжение читайте на стр. 9

Сантехнический скотч, так называемый «duct tape» предназначен для: 1. Обматывания труб, укрепления стыков и щелей в трубах, устранения протечек, герметизации корпусов, панелей и…

Шамот — oгнeупopная глина, кaoлин, обожжённые до пoтepи плacтичнocти, удaления xимичeски cвязaннoй воды и довeдённaя до нeкoтоpoй степени спекания. Дaннoe нaимeнoвaние пpимeняeтcя также…

Комплекс работ по реставрации деревянных окон старых типов и конструкций предполагает на выходе результат, при котором сохраняются все особенности самих оконных конструкций и их элементов.

Дизайн интерьера (интерьерный дизайн) — отрасль дизайна, направленная на интерьерпомещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми.