Архитектура и общественное сознание (Проблемы архитектуры). Стр.7

Но все это связано с ростом науки, и централизованные феодальные империи поощряют ученых. Рождается новое мировоззрение, характерное стремлением к ясности, логичности, уверенности в силах и творческих способностях человека, освободившегося от пут средневековой догматики. Люди молодой нарождающейся буржуазии, игравшей в то время исторически прогрессивную роль, хотят творить, проявлять свою волю, жить, не отказываясь от земных радостей. В этот период они отражают интересы самых широких слоев народа — в этом их сила, в этом сила и творимого ими искусства. В общественной жизни шаг за шагом светское отвоевывает себе место у церковного и проникает в круги, борющиеся с реакционными феодалами, судорожно цепляющимися за остатки старого строя — феодализма эпохи раздробленности.

В Италии — раньше, в других государствах Европы — на столетие позже вырастают архитектурные сооружения, глубоко отражающие новое идейное направление. Готика пестра и фантастична, новая архитектура — ясна и проста; готика светское выражает в религиозных формах, новая архитектура оставляет религиозность в церквах и освобождает от нее гражданские сооружения; готика сравнительно однообразна, новая архитектура богата различными формами, в ней с значительно большей силой проявляется индивидуальное своеобразие творца, человека-созидателя.

Палаццо Питти и Медичи во Флоренции, палаццо Фарнезе в Риме, капелла Пацци (Брунелеско), Церковь Сан Франческо в Римини (Альберти), Вилла Ротонда (Палла-дио) и другие здания Возрождения различны по своим формам, но всегда ясны по своим конструкциям и композициям, в высокой степени логичны и одновременно насыщены жизнерадостностью; они стоят свободно в окружающем пространстве.

Собор Парижской богоматери. Западный фасад. XII в.




















Собор Парижской богоматери. Западный фасад. XII в.

На Руси в XV—XVI вв. — в эпоху создания русского централизованного государства и окончательной ликвидации феодальной раздробленности — воздвигаются такие памятники, как Успенский собор в Московском Кремле, Коломенская церковь Вознесения, церковь Покрова на Рву (Василий Блаженный) на Красной площади в Москве и др. Процесс собирания Руси протекает в условиях ликвидации монгольского ига и подъема национального самосознания. Классовые противоречия углубляются и обостряются, но одновременно растет авторитет «собирателей» Руси, которые, борясь с феодальной раздробленностью, делают общенародное прогрессивное дело, ликвидируют произвол множества удельных княжеств, их дружин, их законов, их судей, ставя на их место свой, столь же жестокий произвол, но единый, свой закон, но общий для всех, содействуя развитию производительных сил всей страны. Еще недавно слабая Русь, раздираемая междоусобной борьбой князей и непрерывными грабительскими набегами внешних врагов, стала сильной, с ней считаются другие государства Европы и Азии. Русь торжествует — и чувство светлой радости и большой удовлетворенности вызывает в зрителе церковь в селе Коломенском, выстроенная по велению Василия III в ознаменование рождения у него сына — Ивана IV и выражающая в архитектурных формах идею воссоединения Руси.

Нельзя без волнения смотреть на этот гениальный памятник XVI в., на это светлое видение, простое и строгое, спокойно возвышающееся на высоком берегу над Москвой-рекой.

Зная это произведение русского зодчества, можно ли повторять вслед за идеалистами-формалистами их слова о безыдейности архитектуры?

Нет, конечно, нельзя!

Знаменитый композитор XIX в. Берлиоз записал: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками. Я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут передо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».


продолжение читайте на стр. 8

Сантехнический скотч, так называемый «duct tape» предназначен для: 1. Обматывания труб, укрепления стыков и щелей в трубах, устранения протечек, герметизации корпусов, панелей и…

Шамот — oгнeупopная глина, кaoлин, обожжённые до пoтepи плacтичнocти, удaления xимичeски cвязaннoй воды и довeдённaя до нeкoтоpoй степени спекания. Дaннoe нaимeнoвaние пpимeняeтcя также…

Комплекс работ по реставрации деревянных окон старых типов и конструкций предполагает на выходе результат, при котором сохраняются все особенности самих оконных конструкций и их элементов.

Дизайн интерьера (интерьерный дизайн) — отрасль дизайна, направленная на интерьерпомещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми.